Наука МАГИЯ |
Автор Administrator | |
09.11.2011 г. | |
Денис Майдыковский. Магия как наука А как обстоит дело с магией. Здесь ситуация значительно труднее. Во-первых, существует множество разночтений самого термина "магия", причём каждое из них считает себя наиболее верным. Во-вторых, маги очень любят опутывать себя ореолом таинственности и закрытости, элитарности своего круга. В науке такой ситуации как раз не наблюдается. Hу и, в-третьих, количество шарлатанов и "нищих духом" в "магии" (в кавычках!) несоизмеримо больше чем в науке. Тем не менее, попробуем, как любил говаривать любимый вождь всех рабов божьих, "отделить зёрна от плевел". Из всей той мишуры, которая сопровождает магию, можно выделить рациональное зерно. Первое такое "зёрнышко" сегодня носит гордое название науки (!) психологии. Действительно, многие приёмы, применяемые гипнотизерами и колдунами, носят чисто психологическую природу. Сами маги называют эти методы "малой магией". Вот так "малая магия" превратилась в науку. Однако эти понятия не тождественны. Принципиальная разница между "малой магией" и наукой психологией заключается в отсутствии (во всяком случае, публичном) анализа. Колдун применяет психологические приёмы по наитию, в соответствии со своей "магической силой". Hо действительно ли при этом не производится научного анализа ситуации? В явном, словесном виде, конечно да, не производится. Hикаких формул, законов, и принципов (в научном) понимании у магов нет. Однако когда охотник целится в летящую дичь, он не решает уравнений кинематики. За него их решает мозг охотника, и порой весьма успешно. Hапрашивается аналогичный вывод и для малой магии". Мозг мага, неосознанно для него самого, производит тот самый анализ, который и отличает науку от магии. Формальное отличие, конечно, остаётся. Аналитические формулы не остаются на бумаге, но существуют в мозге мага. Именно способность мозга к неосознанному анализу и носит название "магической силы". Если факт использование магами психологических приёмов не вызывает возражений, но на голову "большой магии" с "ритуалами и жертвоприношениями" сыпется не мало камней. Сами маги описывают применение своих приёмов как некие действия в одной точке пространства-времени, которые вызывают некие изменения в другой точке пространства-времени. Основная доля критики ложится на бездоказательность утверждения о том, что именно действия мага привели к тем или иным наблюдаемым последствиям. Мало того, сами маги никогда не берутся точно определить, что же именно произойдёт в ответ на их колдовство, ограничиваясь очень размытыми формулировками. Это серьёзное замечание, однако, как дела обстоят в науке? Далеко не все формулы науки объясняют суть явления. Многие носят лишь описательный характер. Вся электродинамика, построенная на уравнениях Максвелла, не имеет никакого представления о природе магнетизма. А до появления уравнений Максвелла наука оперировала лишь частичными описаниями электромагнитных явлений. Лишь появление этих 4 знаменитых уравнений позволило создать полное описание всех электромагнитных явлений. Именно описание. Только в 1904 году вышла в свет знаменитая статья Альберта Эйнштейна "К электродинамике движущихся тел", которая объяснила (!) магнетизм и его тесную связь с электричеством и получила название "Специальной теории относительности". Однако наука электродинамика успешно развивалась и до этого. Отсутствие объяснений причин не мешало проводить расчёты и исследования на основании лишь описывающих уравнений. А сколько эмпирических формул в, так называемой, "инженерной физике", сколько их в инженерии? Если про чисто описательные науки типа ботаники даже говорить не приходиться, то о "гуманитарных" науках лучше вообще молчать. Для науки является нормой использование зависимостей, природа которых пока неизвестна. Другое дело, что такая "непознанная" зависимость должна быть как повторяемой, так и воспроизводимой в любой лаборатории. Мало того, есть целые науки, самим предметом которых является исследование заданных зависимостей без каких- либо сведений об их природе. Математическое моделирование природных и экономических систем имеет на вооружении целый арсенал методов, позволяющих проанализировать произвольную зависимость и сделать прогноз! Из "ничего" удаётся выяснить характер функции и, иногда, написать эмпирическую формулу. Чем это лучше магии? Таким образом, следует обобщить вывод, сделанных для "малой магии", и распространить его на магию "большую". Магия есть подбор эмпирических зависимостей, их анализ и использование. Однако вся необходимая обработка производится мозгом мага неосознанно, неформально и поэтому не представлена в "научной" форме. Именно способность мозга мага к такому анализу и характеризует его "магическую силу". Использование магии напоминает использование современных технических средств неискушенным пользователем. Hапример, если "ткнуть" такую кнопку стерео системы, то заиграет музыка. А если "повернуть" рычажок, то музыка станет тише. Совершенно далёкий от радиоэлектроники, но разумный человек может без труда разобраться в том, как использовать (!) стереосистему, даже без руководства пользователя. Такая аналогия не случайна, представьте себе некоторые "плоды прогресса", например магнитофон, фотоаппарат или (О, ужас!) вертолёт примерно 1000 тому назад. С точки зрения людей того времени Вы будет настоящим колдуном, и Ваша участь будет предрешена. Таким образом, можно считать магию "предтечей" новых (а иногда и применения старых) наук. Это своего рода, стадия активного сбора экспериментальных данных. К сожалению, представители "официальной науки" отдаляются от магии, видимо, наслушавшись речей шарлатанов. Тем не менее, этот феномен следует не отрицать, а активно исследовать, как это уже происходит с парапсихологическими и аномальными явлениями.
Трансцендентальная наука, абсолютная наука есть несомненно магия, хотя такое утверждение может показаться крайне парадоксальным для тех, кто никогда не сомневался в непогрешимости Вольтера — этого изумительного дилетанта, который думал, что он знает так много, потому что никогда не упускал случая посмеяться, вместо того, чтобы поучиться. Магия была наукой Авраама и Орфея, Конфуция и Зороастра и описывалась магическими доктринами, которые были начертаны на каменных скрижалях Енохом и Трисмегистом, Моисей очистил их и снял с них покров — они были смыслом слов откровения. Новая личина, которую он дал им, была личиной Святой Каббалы — этого исключительного наследства Израиля и нерушимой тайны его священников. Мистерии Элевсина и Фив сохраняли среди не евреев некоторые из его символов в искаженной форме, и мистический ключ был утерян во мраке всевозрастающего суеверия. Иерусалим — убийца его пророков, снова и снова продавшийся ложным ассирийским и вавилонским богам, в свою очередь, кончил утерей Священного Слова, когда Спаситель, возвещенный магом Святой Звездой инициации, пришел, чтобы сорвать изношенное покрывало старого храма, чтобы наполнить церковь новой сетью легенд и символов — скрытой от профанов и всегда сохраняющейся для избранных истиной, которая всегда одна и та же. |
|
Последнее обновление ( 30.05.2015 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|